Ведущие федеральные образовательные ресурсы России – федеральный портал «Российское образование» и независимое педагогическое издание «Учительская газета» (в сокращенной версии) – опубликовали статью Алфёрова Андрея Николаевича, Президента Национальной ассоциации взаимодействия управляющих советов образовательных организаций. Статья, озаглавленная «Развитие государственно-общественного управления в контексте укрепления суверенной отечественной системы образования до 2030 года», посвящена ключевым аспектам и стратегическим целям образовательной политики России.
Основной фокус публикации – значимость взаимодействия государства, общества и различных социальных групп в процессе управления образовательными учреждениями. Это взаимодействие способствует обеспечению суверенитета системы образования и её адаптации к современным вызовам, как внутренним, так и внешним. Автор подчёркивает важную роль государственно-общественного управления как механизма для консолидации общества и государства в решении вопросов, связанных с образовательной политикой страны.
В статье рассматривается ряд ключевых тезисов, связанных с необходимостью развития горизонтальных систем управления образовательными учреждениями. Эти системы подразумевают активное участие родителей, педагогов, учеников, представителей органов власти и бизнеса в принятии решений, что ведёт к повышению прозрачности и эффективности образовательного процесса. Управляющие советы школ и других образовательных организаций играют важную роль в этом процессе, координируя взаимодействие всех участников.
Андрей Николаевич также обращает внимание на важность внедрения новых ИТ-продуктов для оптимизации работы управляющих советов. Эти технологии должны способствовать упрощению и повышению эффективности их деятельности, улучшению коммуникации между участниками образовательного процесса и увеличению вовлечённости всех сторон.
В публикации делается акцент на важности общественного договора между государством и обществом в сфере образования. Он подчёркивает, что без активного участия общественности невозможно создать эффективную систему управления, способную отвечать на вызовы современности. Роль семьи в образовательной системе рассматривается как ключевая: родители должны не только участвовать в воспитании детей, но и иметь возможность оказывать реальное влияние на управление образовательной организацией.
Алфёров также затрагивает тему дебюрократизации образовательной системы, считая, что участие общественности, в частности через управляющие советы, может стать важным инструментом в решении этой проблемы. Благодаря сокращению бюрократической нагрузки на педагогов и управленческий персонал, можно добиться большей эффективности в образовательной сфере.
Статья предлагает также перспективы на будущее. Одной из ключевых задач на ближайшие годы является создание новых технологических решений для образовательных организаций, которые позволят интегрировать управление с участием общества на более высоком уровне. Это поможет повысить как качество образования, так и его доступность для всех слоёв населения.